В МАУ ДО "Вадский ДООЦ" реализуется целевая модель наставничества по модели: "учитель - учитель", "ученик — ученик".
Цель: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет.
Наставничество — способ передачи знаний, умений, навыков от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета детям и подросткам.
Целью наставнической деятельности в системе дополнительного образования является воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее продуктивное развитие и социальную адаптацию путем передачи опыта наставника наставляемому. Акцент наставничества в дополнительном образовании делается на взаимодействие, осуществляемое в неформальной обстановке и несвязанное с официальными отношениями которое позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на ребёнка.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставник помогает ребёнку поставить личную цель, формируется готовность к саморазвитию.
Наставляемый – ребёнок, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставническая деятельность – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Сущность деятельности наставника в дополнительном образовании включает не только педагогическую поддержку, но и создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем. Поэтому частные задачи наставнической деятельности определяются типами наставничества, которые могут быть выделены по типам детей, обладающих различными типами дефицитов самореализации.
В настоящее время наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования, представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации и может рассматриваться как способ повышения эффективности социальной адаптации школьников в дополнительном образовании.
Универсальность технологии наставничества позволяет применять ее для решения целого спектра задач практически любого обучающегося: подростка, который оказался перед ситуацией сложного выбора образовательной траектории или профессии, недостаточно мотивирован к учебе, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе; одаренного ребенка, которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо который испытывает трудности коммуникации; ребенка/подростка с ограниченными возможностями здоровья, которому приходится преодолевать психологические барьеры.
Наставничество в дополнительных образовательных организациях включает семь основных этапов:
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар / групп.
6. Организация работы наставнических пар / групп.
7. Завершение наставничества.
Нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
Региональный уровень
Муниципальный уровень
На уровне организации
ПОЛОЖЕНИЕ о реализации программы (системы) наставничества в МАУ ДО «Вадский ДООЦ»
Дорожная карта внедрения методологии ЦМН на 2020-2021 уч.г.
Приказ по МАУ ДО "Вадский ДООЦ" от 18.11.2022 года №22 О назначении наставников и формировании наставнических пар в МАУ ДО "Вадский ДООЦ".
Конкурс "Наставничество"-презентация "Лучшая практика наставничества в МАУ ДО "Вадский ДООЦ".